Налоговый комикс. Знакомимся с новым Налоговым кодексом Украины

Текст нового налогового кодекса, вступившего в силу 1 января, уже вызвал достаточно резонанса относительно завышения ставок налогообложения.

Что же касается нас с вами, дорогие коллеги, давайте посмотрим какие перспективы готовит налоговый кодекс нам.

Итак, в тексте содержится несколько пунктов, следуя которым налогоплательщик прибегает к услугам оценки.

1. статья 39 – Определение обычной, договорной, цены.

Такая цена может быть определена исходя из результатов независимой оценки, проводимой субъектом оценочной деятельности.

Если цена на товар (услугу) регулируется государством, то в этом случае обычной есть рыночная стоимость, но в то же время не ниже установленной минимальной (индикативной) цены.

2. статья 89 – Возникновение права налогового залога.

Бывают такие ситуации, когда человек имеет большую налоговую задолженность. В таких несчастных случаях имущество, равноценное сумме долга, попадает в залог. Если балансовая стоимость такого имущества не определена, его описывают по результатам оценки, согласно Закона «Про оценку».

3. статья 94 – Административный арест имущества.

Арест – есть исключительным способом воздействия на неплательщика. Так же как и в предыдущем пункте, производится опись имущества. И в случае необходимости к этому процессу подключают оценщика. По результатам описи составляется протокол, в нем указывают перечень арестованного имущества, его количество, описание, а также стоимость указанную оценщиком. При чем, вид стоимости в статье не указан.

4. статья 95 – Продажа имущества в залоге.

С целью реализации имущества должника, которое находится в залоге, проводится экспертная оценка стоимости такого имущества для определения начальной цены его продажи.

Должник имеет полное право самостоятельно заключить договор с оценщиком, но если он не успеет сделать это в течении двух месяцев, то право выбора оценщика переходит к налоговой.

Имущество, которое уже имеет текущую биржевую стоимость или находится в листинге на бирже в дополнительной оценке не нуждается.

5. статья 147 – Учет операций с землей и улучшениями.

В случае продажи приватизированных земельных участков, плательщик включает в доходы положительную разницу между доходом от продажи и суммой оценочной стоимости такой земли. При этом стоимость определяется соответственно установленной методике, с учетом коэффициентов ее функционального использования. Если в итоге затраты превышают доходы, налог платится из собственного кармана плательщика.

6. статья 172 – Налогообложение операций по продаже (обмену) объектов недвижимого имущества.

Доход от продажи объекта недвижимости определяется ценой купли-продажи, но не ниже оценочной стоимости, рассчитанной органом, уполномоченным совершать такую оценку.

Сам договор может быть заверен нотариально только при наличии оценочной стоимости и справки про уплату налогов.

Важное замечание, что порядок определения оценочной стоимости недвижимости и объектов незавершенки определяется Кабинетом Министров.

7. статья 173 – Налогообложение движимого имущества.

Доход от продажи такого объекта определяется ценой, указанной в договоре купли-продажи, но не ниже оценочной стоимости. Далее в статье 189 уточняется, что оценку производит субъект оценочной деятельности, уполномоченный делать это.

То же самое про автомобили и мотоциклы, но ко всему доход должен быть не ниже 25% стоимости такого нового транспортного средства.

Нотариус заверяет договор при наличии оценочной стоимости и документа про уплату налогов.

8. В разделе 13 действующего Налогового кодекса рассматриваются вопросы платы за землю.

Базой налогообложения есть нормативная денежная оценка участков с учетом коэффициента индексации, а также площадь земельных участков для которых не была проведена нормативная денежная оценка.

Ставка налога для участков с нормативной оценкой будет составлять 1%. Независимо от места расположения.

Для участков без нормативной оценки сумма налога будет определяться по таблице. Так или иначе в новом кодексе ставки платы за землю возросли в 3 раза.

В разделе подробно рассмотрены случаи налогообложения при аренде земли, использование несельскохозяйственных земель вне населенного пункта, для земель транспорта и связи, для земель природоохранного фонда, водного фонда.

Бытует мнение что повышение ставок налога заставит крупных землевладельцев избавляться от лишних гектаров. Не смотря на это эксперты прогнозируют, что рынок отреагирует на это неохотно, ведь влияние кризиса все еще ощущается достаточно сильно и покупателей на этот товар будет не много.

Дмитрий Драпиковский,
ФОБИС